"Настоящая синтетика" и оригинальные моторные масла Toyota
От редакции:
Очень часто, встречая досужие рассуждения о том, что у нас в России «не тот народ, что нужен», я искренне удивляюсь. Мой личный опыт, деловая и жизненная практика показывают, что наша Родина изобилует умными, целеустремленными, волевыми, трудолюбивыми и любознательными людьми, которые проявляют свои лучшие качества в различных областях.
Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию статью человека, который благодаря своим трудолюбию и любознательности уже снискал авторитет и уважение среди автовладельцев, искренне интересующихся не только этикетками и маркетинговой стороной, а потребительскими качествами и реальным содержимым упаковок различных масляных брендов. Его заметки, а тем более, видеоролики, посвященные тестированию различных смазочных материалов (моторных масел, спецжидкостей для АКПП), достаточно популярны в рунете, ссылки на некоторые (с его разрешения) можно найти и на нашем сайте. В статье, предлагаемой Вашему вниманию, уважаемый ARMSHunter подводит некоторые аналитические итоги своей практической работы, которые, я уверен, будут небезынтересны всем автовладельцам.
«Настоящая синтетика» и оригинальные моторные масла Toyota
1. Общая информация.
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день существует немало различных классификаций моторных масел. Это и классификация по API (Американский институт нефти), по ILSAC (Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов) и по ACEA (Ассоциация европейских автопроизводителей). Однако сегодня я хочу остановиться на одной из классификаций, которую большинство производителей моторных масел не выносят на красочные этикетки и часто не упоминают в технических документах — как я полагаю, из маркетинговых соображений. Это классификация моторных масел по типу базового масла, на основе которого оно изготовлено. Рассмотрим подробнее именно ее:
- II группа: масла на нефтяной или минеральной основе (минералка), полученные путем «простой» очистки (перегонки) исходного сырья
- III группа: масла на нефтяной или минеральной основе (крекинг), полученные путем гидрокрекинга, т.е. масла высокой степени очистки
- IV группа: масла на основе неорганического синтеза, в основном это полиальфаолефины (ПАО), синтетика
- V группа: масла на основе органического синтеза, основную часть которых составляют эстеры.
В итоге получаем: минералка, гидрокрекинг, ПАО и эстеры. Теперь рассмотрим подробнее сильные и слабые стороны каждой группы.
Минералка: недорогое производство, хорошо растворяет присадки, но не термостабильна и дает значительные отложения.
Гидрокрекинг: относительно недорогое производство, хорошие смазывающие свойства, не агрессивность к РТИ, в большинстве своем слабые низкотемпературные характеристики, ограниченные интервалы замены, прочность масляной пленки ниже, чем у настоящей синтетики.
ПАО: хорошая термостабильность в широком диапазоне температур, отличная низкотемпературная текучесть, хорошие моющие свойства, увеличенные интервалы замены, дорогое производство, плохие смазывающие свойства, плохая растворимость присадок.
Эстеры: отличная низкотемпературная текучесть, хорошие моющие свойства, непревзойдённая прочность масляной пленки, низкий % угара, весьма дорогое производство, гигроскопичность.
Надо заметить, что на практике практически не встречается масло, состоящее только из какой-то одной группы, как правило, существует микс обычно из двух групп.
2. Гидрокрекинговые масла
В большинстве своем оригинальные масла для японских автомобилей, предназначенных для внутреннего рынка Японии, являются гидрокрекинговыми или маслами III группы, которые еще называют маслами технологии VHVI или НС-синтеза. Сами японцы называют свои масла "минеральными", и это правильно, т.к. основой для их производства служит нефть. Пускай это продукт очень высокой степени очистки и высокорафинированный, но всё же это масла нефтяного происхождения. Несколько по-другому обстоят дела у других производителей, например, у европейских маслобрендов. Некоторые из них называют гидрокрекинговые масла "синтетикой" и пишут об этом на канистрах: «Синтетика» или «100% синтетика». На сегодняшний день многие известные маслобренды планомерно и намеренно вводят в заблуждение автовладельцев, указывая на канистре красивые надписи «Синтетика», при этом заливая туда в лучшем случае III группу. Использование аббревиатуры VHVI или НС-синтез позволило некоторым производителям (не во всех странах) юридически узаконить формулировку: гидрокрекинг = синтетика.
3. Кто есть кто?
Есть несколько вариантов формулировки, что можно назвать «синтетикой». Наиболее распространённым можно считать утверждение что:
- «Синтетикой» можно считать масло, где доля синтетической составляющей не менее 25%
- «100% синтетикой» можно считать масло, где доля синтетической составляющей не менее 50%
Оставим эти утверждения на совести производителей и юристов.
Но не все так плохо, если у Вас в ДВС залито гидрокрекинговое масло. На данный момент по эксплуатационным характеристикам гидрокрекинг вплотную догнал ПАО-синтетику и даже обошел ее по некоторым позициям. Самый большой плюс современного гидрокрекинга — это цена, которая значительно ниже ПАО или эстеров. Исходя из этих соображений все больше и больше именитых брендов «сползают» на гидрокрекинг, а маркетологи умело маскируют данный факт под революцию в области производства смазочных материалов.
К сожалению простому автомобилисту проверить в лабораторных условиях изложенные утверждения не представляется возможным. Однако и без возможности проводить химические или спектральные анализы, существует ряд методов определить «синтетичность» масла по тестам на низкотемпературную текучесть и изменение оптических характеристик (помутнение). Данные критерии позволяют лишь с определенной долей вероятности сделать вывод о наличии в образцах синтетики.
4. Тесты
За последние годы в интернете появилось достаточное количество видео-тестов на подобную тематику. Вот только некоторые видео ролики, демонстрирующие низкотемпературные характеристики наиболее распространенных брендов при температуре воздуха -30° и процессы помутнения (парафинизации) при -22°.
Масла категории 0W20, 0W30 и 0W40 (нулёвки)
Тест на «синтетичность»
- «синтетика» здесь есть!
Тест на текучесть
Масла категории 5W30 (тридцатки)
Тест на «синтетичность»
- «синтетики» здесь нет!
Тест на текучесть
Масла категории 5W40 (сороковки)
Тест на «синтетичность»
- «синтетики» здесь нет!
Тест на текучесть
Для сравнения как ведут себя другие жидкости, используемые в автомобилях
Тест на текучесть ATF, PSF, LLC, DOT
Прошу прошения за качество видео (снимал на телефон) и «колхозную» технологию всего процесса (нет подходящего места для проведения тестов).
Вот как распределились места в итоговой таблице:
№ |
|
Бренд |
Тип |
Класс |
Место |
|
1. |
0W** |
Motul Eco-lite |
0W20 |
SM |
1 |
|
2. |
Toyota Motor Oil |
0W20 |
SM |
2 |
||
3. |
Mobil 1 FE |
0W30 |
SL |
3 |
||
4. |
Zic 0W |
0W30 |
SM |
4 |
||
5. |
Motul X-lite Ester |
0W30 |
SL |
5 |
||
6. |
Bizol Long Distance |
0W30 |
SL |
6 |
||
7. |
Castrol EDGE |
0W30 |
SL |
7 |
||
8. |
Mobil 1 Arctic |
0W40 |
SM |
8 |
||
9. |
Neste City Pro |
0W40 |
SJ |
9 |
||
10. |
Bizol Formula 1 |
0W40 |
SJ |
10 |
||
1. |
5W** |
Toyota Motor Oil |
5W20 |
SL |
0 |
|
2. |
Toyota Motor Oil |
5W30 |
SM |
1 |
||
3. |
Zic A+ |
5W30 |
SL |
2 |
||
4. |
Elf Evolution SXR |
5W30 |
SL |
3 |
||
5. |
Bizol New Generation |
5W30 |
SM |
4 |
||
6. |
Eneos Super Gasoline |
5W30 |
SL |
5 |
||
7. |
Motul Eco-nergy |
5W30 |
SL |
6 |
||
8. |
Shell Helix Ultra Extra |
5W30 |
A3/B4 |
7 |
||
1. |
5W40 |
Castrol Magnatec |
5W40 |
SM |
1 |
|
2. |
Shell Helix Ultra old |
5W40 |
SL |
2 |
||
3. |
Shell Helix Ultra бочка |
5W40 |
SL |
3 |
||
4. |
Mobil 1 Super 3000 |
5W40 |
SM |
4 |
||
5. |
Esso Ultron |
5W40 |
SL |
5 |
||
6. |
Mobil 1 Super 3000 D |
5W40 |
CF |
6 |
||
7. |
Elf Excellium NF |
5W40 |
SL |
7 |
||
8. |
Shell Helix Ultra |
5W40 |
SM |
8 |
||
9. |
Neste City Pro |
5W40 |
SM |
9 |
||
10. |
Bizol Ultra |
5W40 |
SM |
10 |
||
1. |
10W40 |
Zic A+ |
10W40 |
SL |
1 |
|
2. |
Shell Helix Super |
10W40 |
SL |
2 |
||
3. |
Esso Ultra TD |
10W40 |
CF |
3 |
||
4. |
Esso Ultra |
10W40 |
SJ |
4 |
||
5. |
Mobil 1 Super 2000 |
10W40 |
SL |
5 |
||
6. |
Eneos Super Gasoline |
10W40 |
SL |
6 |
||
7. |
Лукойл Люкс |
10W40 |
SL |
7 |
||
1. |
ATF |
Eneos D-III |
III |
1 |
||
2. |
Castrol Transmax E |
E |
2 |
|||
3. |
Nissan Matic D |
D |
3 |
|||
4. |
Toyota Type T-IV |
T-IV |
4 |
|||
5. |
Toyota Type T |
T |
5 |
|||
6. |
Eneos D-II |
II |
6 |
|||
7. |
Mobil 220 |
220 |
7 |
|||
1. |
Mix |
Toyota LLC |
LLC |
|||
2. |
Toyota |
DOT-3 |
||||
3. |
Toyota PSF New-W |
PSF |
Какие выводы можно сделать после просмотра предоставленного видео? Все ОЕМ-масла Toyota показали исключительно высокие показатели по низкотемпературной текучести, тем самым они способны обеспечить легкий запуск двигателя при очень низких температурах. Ресурс любого ДВС значительно сокращается при тяжелых условиях эксплуатации. К одним из самых экстремальных способов эксплуатации можно смело отнести запуск двигателя при температуре ниже -25°. Все три образца от Тойоты, как и следовало ожидать, помутнели после -20°, подтверждая предположения о том, что это гидрокрекинг.
5. Эксплуатационные характеристики ОЕМ масел Toyota
Практически все ДВС гражданских автомобилей японского производства изначально спроектированы под гидрокрекиноговые масла. Начиная с 2000 г Toyota для некоторых автомобилей внутреннего рынка начинает официально рекомендовать низковязкие масла 5W20, а с 2002 г в большинство автомобилей Toyota — масла 0W20 и 5W20, при этом оставляя старые рекомендации в виде 5W30. Окончательные рекомендации на конкретные модели можно найти в так называемых «мурзилках», где в зависимости от определенных способов эксплуатации можно найти нужное масло.
На испытании в моем двигателе 1NZ (Toyota FunCargo 2002 г) больше года, а точнее, 6 замен по 5 тыс. км, заливались масла, предназначенные для внутреннего рынка.
1. лето Toyota 5W20 SL
2. лето Toyota 5W20 SL
3. осень Toyota 0W20 SM
4. зима Toyota 0W20 SM
5. весна Toyota 5W20 SL
6. лето Toyota 5W30 SM
Если не вдаваться в дебри экономики, то масла Toyota 0W20 SM и Toyota 5W30 SM изготавливаются на основе рецептур масла Mobil, а Toyota 5W20 SL - на основе рецептур масла Esso (Mobil и Esso — это бренды концерна ExxonMobil, их льют часто на одном и том же заводе, но по различным рецептурам, Mobil более дорогой и премиальный бренд). Несмотря на это, все масла — отличного качества. Данные масла действительно очень хорошие и имеют только один недостаток, касающийся их использования за пределами Японии — это низкое щелочное число. Вообще исторически сложилось так, что большинство азиатских масел имеют низкое щелочное число и это, как правило, связано с хорошим качеством бензина. По итогам 2009 г Япония заняла 2 место в мире по качеству бензина, а Россия — 86. Исходя из этого большинство специалистов рекомендуют интервал замены японских масел 5 тыс. км. В зимний период, при условии постоянной эксплуатации и использовании автозапуска, этот интервал желательно сократить до 4-4,5 тыс. км. Есть мнение, что масла с высоким щелочным числом хорошо борются с плохим качеством топлива (в частности, с серой), но, и как правило, имеют большое количество присадок, которые дают маслу большую зольность. Нет однозначного ответа, что лучше: большое щелочное число или маленькая сульфатная зольность. В инете можно найти исследования, где японские гидрокрекинговые масла, изначально имея небольшое щелочное число (в пределах 5-6), к замене в 5 тыc. км имеют определенный запас, т.е. их характеристики меняются постепенно, а европейские масла (на которых написано «синтетика») с щелочным числом 8-11 к 10 тыс. имеют показатели значительно ниже уровня японских. Встает вопрос: что лучше? Японские масла с гарантированным результатом и интервалом в 5 тыс. км или европейские с непредсказуемым результатом к 10 тыс. км?
6. Выводы
По результатам испытаний мною были сделаны следующие выводы. Японские ОЕМ-масла под брендом Toyota для внутреннего рынка Японии:
- производятся корпорацией ExxonMobil и разливаются по контракту под брендом Castle. Пару слов о бренде Castle: Castle — это розничный бренд компании TACTI, которая является 100% дочкой Toyota — сделан он для того, чтобы расширить клиентскую базу в рознице, шире владельцев Toyota. Очень часто залито в банки одно и то же. У нас на рынок поступает много масла под брендом Castle потому, что в Японии Toyota продается в основном через официалов и в крупной фасовке 20 и 200 литров, а потребительская фасовка для розницы и идет под брендом Castle
- являются гидрокрекинговыми, минеральная составляющая порядка 70-90%
- имеют очень высокий уровень качества для гидрокрекинговых масел
- обладают полным набором компонентов и «заточены» под ДВС Toyota
- обладают отличными низкотемпературными характеристиками
- благодаря модификаторам трения (органический молибден) работа ДВС очень тихая и ровная
- способствуют хоть мизерной, но экономии топлива
- при интервалах замены в 5 тыс. км ничего не отмывают, но и не оставляют отложений
- при разумной ценовой политике в регионе выигрывают у европейской «синтетики»
Более подробную информацию с приложением фото и видео материалов можно найти под моим ником на форумах: drom.ru; oil-club.ru; avtobazar.com
С уважением, ARMSHunter
Изложенная статья является продолжением темы о синтетических автомобильных маслах. Начало темы можно почитать здесь