В рамках стратегии по борьбе с подделками компания OSRAM выступила инициатором исследования по распространению контрафактной продукции на российском рынке. Представляем вниманию читателей результаты данного расследования.
Само исследование было проведено компанией “ТИАР-Центр” (независимый аналитический центр и консалтинговая компания) при поддержке компании OSRAM. Мы же в рамках данной статьи кратко обобщим основные положения исследования.
Контрафакт на рынке автозапчастей
К 2019 г. доля контрафакта на российском вторичном рынке автокомпонентов подросла настолько, что составила порядка 31% — то есть почти треть продаваемых запчастей.
Причем рынок контрафакта последние 5 лет рос заметно быстрее, нежели весь рынок автокомпонентов:
Наиболее часто подделываемые автозапчасти — расходники.
В топ-5 категорий, подверженных контрафакту, вошли:
- Автомобильные фильтры (по степени убывания популярности: масляные, воздушные, салонные и топливные).
- Тормозные комплектующие (диски, колодки).
- Ремни и цепи.
- Детали подвески.
- Лампы и фары.
Обратите внимание, что в топ подделок входят автокомпоненты, критичные для безопасного вождения. Не удивительно, что с каждым годом растет количество ДТП, связанных с техническими неисправностями.
Основные категории контрафактных автокомпонентов
- Самая массовая для отечественных автомобилей категория – это запасные части, произведённые в кустарных условиях внутри страны.
- Категория, характерная для автомобилей иностранных производителей, – это неоригинальные запасные части из Китая, Турции и других стран, не соответствующие стандартам автопроизводителей и госрегламентам. Закладка такой продукции в упаковку, имитирующую фирменную, обычно происходит после прохождения таможенного контроля.
- Небольшую долю рынка занимают детали, произведенные на полноценных промышленных предприятиях, которые затем ;фасуются заказчиками в упаковку, незаконно использующую зарегистрированные товарные наименования. Заказчики таких запчастей, как правило, договариваются с производственной площадкой об использовании более дешевых материалов, чтобы увеличить свою прибыль.
Какие автомобили наиболее подвержены риску контрафактных запчастей?
В зоне риска находятся автомобили брендов средней и низкой ценовых категорий. Из-за необходимости экономить как раз владельцы таких автомобилей создают высокий спрос на использование контрафакта, ведь в среднем поддельные детали на 30 - 50% дешевле оригинала.
Доля контрафактных компонентов для новых автомобилей премиальных марок ниже, поскольку чем дороже автомобиль, тем больше владельцы склонны заказывать ТО у официальных дилеров. Для организации же новых контрафактных компонентов требуется время, соответственно контрафакт для новинок достигает своего пика не ранее, чем через пять лет выхода новой модели на рынок.
Каналы распространения контрафактных запчастей
1. Онлайн-маркет.
Крупнейшие и широко известные на рынке интернет-площадки, которые являются, по сути, компаниями-агрегаторами, предлагают товары от большого количества поставщиков, в том числе непроверенных. И хотя многие из них пытаются заботиться о своей репутации, доля контрафактных запчастей частей на крупнейших маркетплейсах довольно высока.
2. Оптово-розничные авторынки.
Авторынки — существенный канал распространения контрафактных автокомпонентов. Здесь производят закупки не только автовладельцы, но и независимые механики, владельцы региональных магазинов и СТО.
3. Несетевые автосервисы.
Конечные покупатели получают контрафактные детали через несетевые автосервисы, которые нередко закупаются у непроверенных поставщиков либо на тех же авторынках.
Меры противодействия обороту контрафактных автокомпонентов
Автомобильная отрасль признана государством одной из приоритетных для наблюдения и принятия мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Госорганы при выявлении контрафакта инициируют дела, и, в зависимости от причиненного ущерба, ими заводится административное или уголовное дело. При этом предусматривается наказание, которое начинается от штрафа не менее 100 тыс. рублей и доходит до лишения свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей.
Основная доля случаев выявления контрафактных автокомпонентов приходится на Федеральную таможенную службу (ФТС). Если таможенные органы обнаруживают
подозрительную продукцию, проходящую через границу, они приостанавливают ее выпуск на десять рабочих дней. Помимо работы на границе, ФТС также осуществляет посттаможенный контроль, то есть выборочный аудит импортеров в отношении ввезенных в страну товаров.
Для выявления произведенного внутри России контрафакта осуществляются контрольные закупки органами МВД и Роспотребнадзора.
Активно к решению проблемы контрафакта подключаются автопроизводители и поставщики комплектующих. Они самостоятельно осуществляют контрольные закупки, на основании которых составляют заявления о привлечении продавца контрафакта к ответственности. Автопроизводители ведут сбор информации через официальные сервисные центры о контрафакте, с которым сталкиваются потребители.
Многие бренды внедряют системы защиты продукции, основанные на голографических метках и контрольных идентификационных знаках, чем вовлекают в процесс потребителя, создавая возможности для самостоятельной проверки подлинности продукции. Так, например, компания OSRAM внедрила свою программу Osram Trust.
Безопасность на дороге и контрафакт
Контрафактные детали производятся с серьезными нарушениями стандартов качества, так как используются более дешевые материалы и применяется некачественное производственное оборудование. Такие компоненты, как правило, выходят из строя гораздо быстрее оригинальных, а также могут привести к повреждению автомобиля.
Сравнение количества ДТП из-за технических неисправностей и объема контрафактных компонентов для российского рынка
Источник: Научный центр безопасности дорожного движения при МВД РФ, расчеты ТИАР-Центра
Сравнение количества ДТП из-за технических неисправностей и объема контрафактных компонентов для сегмента автоламп
Источник: Научный центр безопасности дорожного движения при МВД РФ, расчеты ТИАР-Центра
Таким образом, магазины и автосервисы, являющиеся профессиональными участниками рынка, должны помнить, что во всех случаях, связанных с преднамеренной или непреднамеренной реализацией контрафактного товара, они будут нести полную ответственность за материальный и любой другой ущерб, который будет причинен потребителю, вплоть до уголовной ответственности.
Другие материалы по теме:
Суд наказал автосервис за установку некачественного ремня ГРМ, купленного клиентом
Борьба с контрафактом Osram: закрыто подпольное производство автомламп в Санкт-Петербурге
Борьба с подделками OSRAM — программа OSRAM Trust
Проверьте лампы ОСРАМ на подлинность: расширение программы ОSRAM TRUST