Антифриз. История вопроса.
Выбор антифриза существенным образом влияет на работу и долговечность двигателя, при этом отношение к нему куда как более безответственное нежели, например, к моторному маслу, а количество заблуждений даже превосходит. Так что же такое антифризы? Какие они бывают? Как правильно их выбирать для применения в системе охлаждения своего авто? Попробуем ответить.
Рассмотрим историю вопроса.
Как известно, первые двигатели внутреннего сгорания XIX века имели воздушное охлаждение, то есть обходились вовсе без антифриза. Однако это продолжалось недолго, и уже примерно в 1900 году появились двигатели с водяным охлаждением. Естественно, что первым теплоносителем была вода. Природная вода не была идеалом в этой технической ипостаси: наличие солей обусловливало образование осадка и накипи, температура кипения являлась недостаточно высокой, а температура замерзания — недостаточно низкой.
Поэтому уже в 20-е годы ХХ века появились первые антифризы. Они были изготовлены на основе глицерина — трехатомного спирта. Смесь воды и глицерина 35:65 имеет температуру замерзания -40°С, температуру кипения 290°С. Проблемой стали высокая вязкость и недостаточная текучесть. Для их решения в состав смеси стали добавлять этанол. Текучесть заметно улучшилась, но выяснилось, что пары этанола обладают сильным психотропным воздействием на человека, что, мягко говоря, ставило под вопрос безопасность участников дорожного движения.
Замену этанолу вместе с глицерином нашли в 30-е годы — основой антифризов стал этиленгликоль — двухатомный спирт. Примерно в то же время в автомобилестроении для увеличения эффективности охлаждения стали активно применять водяные помпы и термостаты. В СССР, как и во всем мире, уже к 1937 году, антифризы на основе этиленгликоля практически вытеснили глицериновые и метаноловые.
Смесь этиленгликоля с водой отличает высокая коррозийная активность к цветным металлам и склонность к вспениванию. Поэтому приблизительно с 1939 года начинают широко использовать специальные антикоррозионные пакеты (классификации антифризов по этим пакетам посвящена эта статья), призванные подавлять отрицательные свойства антифриза.
Очередной (и самый известный в нашей стране) шаг на пути развития антифризов был сделан в СССР в конце 60-х годов. Город Ставрополь Куйбышевской области был переименован в город Тольятти в честь Пальмиро Тольятти - одного из основателей итальянской коммунистической партии. Под руководством специалистов фирмы FIAT было развернуто строительство крупнейшего в Европе автозавода, призванного «удовлетворять неуклонно возрастающие потребности советских трудящихся» в личном автотранспорте. В интересах нового автозавода была поставлена задача разработки отечественного антифриза для замены производимого в Италии «Парафлю». Единственный на тот момент производимый советской промышленностью «антифриз по ГОСТ 159» не удовлетворял предъявляемым требованиям.
Для страны, строящей атомные станции, космические корабли и подводные ракетоносцы, нерешаемых задач не существовало в принципе. В Государственном Союзном НИИ органической химии и технологии был проведен комплекс работ по созданию новой рецептуры охлаждающей жидкости. Группа в составе:
- разработчиков рецептуры Алексея Васильевича Борисова и Оскара Наумовича Дымента
- разработчиков технологии получения и организацией его производства Чижова Евгения Борисовича и Шаталова Марка Петровича
- испытателя Тихонова Юрия Владимировича,
разработала высококачественный и полностью удовлетворяющий требованиям того времени антифриз.
Авторами названия стали Кирьян Борис Владимирович и Чижов Евгений Борисович, предложившие оригинальное название «ТОСОЛ» — в честь своего подразделения (отдел ТОС – Технология Органического Синтеза) и двухатомной спиртовой основы (ОЛ).
Были созданы три марки антифриза:
- "ТОСОЛ-А" - антифриз-концентрат. Буква "А" означает - "автомобильный".
- "ТОСОЛ-А40" - охлаждающая автожидкость с температурой замерзания не ниже минус 40°С.
- "ТОСОЛ-А65" - охлаждающая автожидкость с температурой замерзания не ниже минус 65°С.
Через несколько лет в том же отделе того же института была усовершенствована технология получения автомобильных "ТОСОЛов", и появилась новая марка - "ТОСОЛ-АМ". Буква "М" означает "модернизированный". Внешне стандартный ТОСОЛ-40 представлял собой жидкость голубого цвета, ТОСОЛ-65 — красного. Цвет необходим для определения чёткого уровня ОЖ в расширительном бачке, чтобы не путать разные марки, а также чтобы отличать подтёки охлаждающей жидкости от подтёков других эксплуатационных жидкостей.
Сложная рецептура (так называемая "нитритно-боратная") нового советского антифриза состояла из более чем десяти компонентов, и технология ее производства была весьма непростой. Однако, производимый на советских предприятиях с неукоснительным соблюдением технологии согласно Государственного стандарта 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие», он с успехом прошел многочисленные испытания, получил все необходимые допуски и был отличной охлаждающей жидкостью, соответствующей требованиям того времени. Срок эксплуатации Тосола на автомобилях составлял два года или 60 000 км пробега.
К сожалению, в 90-е годы минувшего века большое количество коммерческих компаний, освоив производство низкокачественных суррогатов охлаждающих жидкостей, начало выбрасывать их на рынок под единственно известным наших людям названием. Сырье сомнительного качества, отсутствие необходимых присадок, кустарная технология производства и отсутстствие технологической дисциплины — всё это отрицательно (и абсолютно незаслуженно) повлияло на репутацию былого любимца "советских автолюбителей".