Возможные потери — повышенный расход масла и его причины
Эта тема постоянно возникает в службе технической поддержки компании MAHLE Aftermarket: повышенный расход топлива в 4-тактных двигателях внутреннего сгорания. «Нормальный расход» зависит от конструкции двигателя. Повышенное потребление масла обычно связывается с износом двигателя и вспомогательных агрегатов, а также с эксплуатационными условиями и, собственно, с самим маслом. Уменьшение уровня масла в двигателе также может быть связано не только с его выработкой, но и с прямыми потерями, например, при его утечке через дефектные прокладки.
|
Путь моторного масла идет через поршневые кольца в камеры сгорания, через направляющие втулки клапанов во впускные и выпускные каналы и, в результате испарения и распыления, – в картер с дальнейшим отводом через систему его вентиляции. При этом масло в значительной степени просто сгорает и окисляется в катализаторе. Если поршень движется вниз, то на стенках цилиндра всегда остается тончайшая масляная пленка, которая частично испаряется или выгорает. Остаток же служит в качестве смазки верхнего поршневого кольца. Так что небольшой расход масла является совершенно нормальным и даже нужным явлением. В современных небольших двигателях легковых автомобилей он составляет от 0,05 до 0,5 л на 1000 км. Двигатели с большим рабочим объемом, а также двигатели силовых установок потребляют соответственно больше масла. Кроме того, в фазе приработки, т.е. в течение первых 5000 километров пробега, повышенный расход масла может наблюдаться на новых или полностью перебранных двигателях.
БАНАЛЬНАЯ, НО ВСЕ ЖЕ ЧАСТАЯ ОШИБКА: ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ МАСЛА
Производить замер уровня масла всегда следует через три минуты после выключения двигателя. В холодном состоянии двигателя результаты замеров могут быть искажены образовавшимся конденсатом и остатками несгоревшего топлива в масле, а при замере сразу же после остановки двигателя уровень масла может оказаться слишком низким, поскольку моторному маслу требуется определенное время, чтобы полностью стечь в масляный поддон.
ЧАСТОЙ ПРИЧИНОЙ ПОВЫШЕННОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ЯВЛЯЮТСЯ ИЗНОШЕННЫЕ ПОРШНЕВЫЕ КОЛЬЦА И КОНТАКТНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ ЦИЛИНДРОВ
Как хорошо видно на фотографиях, степень износа и поршневых колец, и рабочей поверхности цилиндра достигла критического значения. Однако эти детали были в эксплуатации всего несколько тысяч километров. Тем не менее, двигатель привлек внимание сизым цветом выхлопных газов и значительно завышенным расходом масла.
|
|
Признак износа: хромированная рабочая поверхность колец DSF выработалась полностью … |
|
|
|
|
|
|
|
… а в рабочем секторе колец не осталось и следов хонингования. |
Таким образом, причиной большого расхода масла является недопустимо высокий износ деталей. Но откуда же взялся этот износ?
ОПИРАЯСЬ НА ОПЫТ, МОЖНО НАЗВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЧИНЫ:
- Эффективность действия смазывающей пленки уменьшилась по причине разбавления масла несгоревшим топливом.
- В машинном масле находились абразивные частицы (грязь).
- Масляная пленка была повреждена по причине слишком долгого прогрева. Риск такой ситуации особенно высок на новых двигателях и на двигателях после капитального ремонта.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ТАКИХ ПОВРЕЖДЕНИЙ:
- Не прогревайте двигатель, а сразу же подавайте на него среднюю нагрузку на средних оборотах.
- Проверяйте безупречность работы системы впрыска, системы обогащения смеси при холодном пуске, а также системы зажигания.
- Перед монтажом следует основательно прочистить и смазать все детали двигателя.
- При установке двигателя проследите, чтобы не было загрязнений на всех компонентах системы впуска.
- Никогда не пытайтесь очистить старый воздушный фильтр с помощью сжатого воздуха. Всегда устанавливайте только новые фильтрующие патроны. С одной стороны, сжатый воздух может помочь устранить лишь довольно крупные частицы загрязнений, а с другой стороны, в результате эксплуатации фильтрующая бумага становится более хрупкой и может быть непроизвольно повреждена при воздействии на нее сжатым воздухом.
- Проверяйте герметичность всей системы впуска во избежание попадания в систему постороннего (загрязненного) воздуха.
ДВА ХАРАКТЕРНЫХ ТИПА ПОВРЕЖДЕНИЙ
ИЗНОС ЦИЛИНДРА КОМПРЕССОРА
Особый случай: пневматическая установка грузового транспортного средства.
Причиной такого дефекта компрессора может быть поврежденная пластина клапана (то есть негерметичные мембранные клапаны). Ведь если после отключения двигателя сжатый воздух поступает из бака мимо негерметичного мембранного клапана в компрессор, то это ведет к чрезмерному охлаждению поршней и цилиндра. При этом влага из сжатого воздуха конденсируется и разжижает смазывающую пленку. Конденсат снижает эффективность действия масла, возникает полусухое трение, а следовательно, сильный износ колец и рабочей поверхности цилиндров. В конечном результате это приводит к повышению расхода топлива и загрязнению всей пневматической системы. Первым симптомом такого дефекта является замасленный влагоотделитель, который в свою очередь сигнализирует о возможном повреждении тормозной системы, отвечающей за безопасность движения. Поэтому ремонт компрессора следует всегда осуществлять в кратчайшие сроки.
|
|
Износ цилиндра компрессора |
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗНОС НАПРАВЛЯЮЩИХ ВТУЛОК КЛАПАНОВ
Направляющие втулки клапанов в головке цилиндра.
Причина повышенного расхода топлива может обнаружиться и в головке цилиндра. Если направляющие втулки изношены, то это ведет к увеличению зазора между втулкой и клапанным штоком, через который масло попадает в камеру сгорания и/или в выпускной коллектор. Негативно сказаться на расходе топлива могут также старые и потерявшие эластичность маслосъемные колпачки.
Мы рекомендуем при замене клапанов одновременно менять и их направляющие втулки. Как показывает опыт, новые маслосъемные колпачки в комбинации со старыми и изношенными втулками могут лишь на непродолжительное время снизить расход масла. Это происходит потому, что радиальные движения клапанного штока уже через несколько тысяч километров повреждают колпачки, что снова ведет к повышению расхода масла.
|
|
|
Износ направляющих втулок клапанов |
|
|
|
|
|
|
|
|
Материал для данной статьи взят с официального сайта Mahle