Если Вы решили приобрести автомобиль General Motors 2011 года выпуска, Вы получите не просто современный автомобиль, кроссовер, «паркетный» внедорожник или грузовик — масло, залитое в двигатель Вашего нового транспортного средства, будет тоже современным, удовлетворяющим требованиям недавно представленной спецификации, названной "dexos 1".
Масла, которые соответствуют стандарту “dexos 1“ (пишется со строчной “d”), действительно предоставляют заметные преимущества. Но как только подойдет время первой замены масла, вы обнаружите, что стоимость масла, требуемого для Вашего авто, на 25-30% выше, чем обычно, и практически равна стоимости синтетического масла.
Вдобавок General Motors заявляет, что, если у клиента отказал двигатель, и это связано с маслом или смазочным веществом, и если при этом клиент залил в бензиновый двигатель своего автомобиля масло не стандарта “dexos“, то одно это уже может привести к потере гарантии на автомобиль. То же самое относится и к транспортным средствам GM с дизельными двигателями, в которых используются масла стандарта “dexos 2“, разработанного специально для дизеля.
Не только GM
Но не будем спешить критиковать GM за требование использовать новое дорогостоящее масло или полагать, что это обязательно отпугнет потенциальных клиентов. Ситуация такова, что стоимость замены масла со временем возрастет для всех автомобилей, поскольку мы в начале пути использования нового, улучшенного стандарта на масло, что в конечном счете станет обычным явлением в автопромышленности.
Заменой текущего стандарта “GF-4” станут масла, созданные по новой спецификации “GF-5”. Они начнут поставляться в магазины автозапчастей и сервисные станции с осени 2010 года. Ожидается, что автопроизводители начнут заливать масла “GF-5“ в двигатели выпускаемых ими автомобилей с 2012 года.
Новые эксплуатационные характеристики “GF-5“ были разработаны Международным комитетом по стандартизации и апробированию масел (ILSAC) при участии автопроизводителей, нефтеперерабатывающих компаний и производителей присадок. Как и масло “dexos 1“ от GM, масла “GF-5“ обладают улучшенными характеристиками, но и стоят дороже. Предположительно стоимость их будет на 15-20% выше, чем у аналогичных масел “GF-4“.
Новые масла “GF-5“ и “dexos“ от GM превосходят по своим параметрам большинство несинтетических масел и при этом по рецептуре они «обратно совместимы», т.е. вполне применимы для двигателей, в которых использовались масла предыдущих спецификаций.
Как более дорогие масла могут помочь в экономии денег
Как отмечалось, масла “dexos“ и “GF-5“ дороже старых масел, потому как обладают улучшенными характеристиками. Вообще производство автомобильных масел заключается в выборе высококачественного базового масла, в которое затем добавляют специальные присадки, что и делает конечный продукт более дорогим. Причем присадки могут составлять до 30% от общего объема масла!
Новые высокоэффективные масла сами себя окупают, но не сразу! Да, многие из этих масел будут рекламировать свои немедленные преимущества, провозглашая «более высокую экономию топлива» — и это утверждение верно, поскольку масла “dexos“ и “GF-5“ действительно уменьшают внутреннее трение в двигателе, сокращая тем самым расход топлива. Но, к сожалению, прибыль от данного преимущества настолько мала (менее 1%), что обычно водитель ее даже не замечает.
Существенная окупаемость новых масел проявится в виде увеличения интервалов между заменами масла. Масла “dexos“ и “GF-5“ предоставляют возможность значительно увеличить пробег автомобиля в период между заменами масел и при этом не беспокоиться о потере смазывающих качеств масла, накоплении осадка или повреждении чувствительных устройств, предназначенных для снижения токсичности выхлопа. В зависимости от стиля вождения пробег между заменами масла может быть более 16 000 км!
Хотя приведенные выше данные могут показаться нелепыми в сравнении с интервалом замены масла до 5 000 км, рекомендуемом в сервисных центрах, однако они — новая реальность в интервалах замены масла. Благодаря наличию встроенного в автомобиль устройства, контролирующего срок службы новых масел, Вам больше не нужно будет придерживаться какого-либо особого интервала. Другими словами, замена масла в Вашем автомобиле каждые 5 000 км приведет к пустым тратам, ведь Вы замените масло задолго до того, как это станет действительно необходимо.
Технические характеристики масел "dexos 1" и "GF-5" также обеспечивают более полную защиту двигателей — включая последнее поколение двигателей с турбонаддувом, и тех, которые работают на этаноле (E85). Турбокомпрессор и E85 предъявляют специфические требования к характеристикам моторных масел. Теплостойкость особенно важна для турбодвигателей, а защита от ржавчины необходима для транспортных средств, использующих E85. Другими словами, выбор правильного масла выливается в разницу между двигателем, который проработает на сотнях тысяч километров пробега, и двигателем, который на такое не способен.
Масло "dexos" вдобавок обладает некоторыми уникальными свойствами, которые, по мнению инженеров General Motors, являются обязательными. Одно из свойств — это повышенное сопротивление аэрации (попаданию пузырей воздуха в масло). Некоторые двигатели GM с регулируемой синхронизацией распредвала используют моторное масло в качестве гидравлической жидкости для движения деталей двигателя. Если в масле находятся пузыри воздуха, детали, приводимые в действие моторным маслом, не будут двигаться так, как должны, тем самым ограничивая работу двигателя и понижая его КПД.
Международный комитет по стандартизации и апробированию масел (ILSAC) в сравнении с Американским нефтяным институтом (API) и классификацией GM dexos
Существуют различные организации, которые занимаются продвижением стандартов масла, и данный факт может полностью запутать потребителей. Небольшая подсказка: многие водители знакомы с градацией масел Американского нефтяного института (API). API — организация, направленная на потребителя. Ее зарегистрированный товарный знак "star burst" — символ звезды с исходящими от нее лучами — изображен на многих банках масла. Знак сообщает, что масло лицензировано Американским нефтяным институтом (API), и показывает класс качества масла.
С другой стороны, существует Международный комитет по стандартизации и апробированию масел (ILSAC) — торговая организация, которая работает главным образом с производителями транспортных средств и моторных масел. API и ILSAC совместно работают на протяжении многих лет, и их системы классификации развиваются параллельно.
Сертификация "SM" Американского нефтяного института (API) является стандартом с 2005. "SM" — это эквивалент ILSAC "GF-4". Чтобы соответствовать новой спецификации "GF-5", Американский нефтяной институт (API) ввел новую спецификацию — "SN".
Итак:
"SN" = "GF-5"
Официальный выпуск масел "SN" начнется в 2010 году.
Каков вывод? Используйте масло, рекомендованное для Вашего транспортного средства, и у Вас не возникнет проблем.
____________________________________________________________________
Еще статья по теме новых классов масел: Новые классы API SN и ILSAC GF5
Автор исходной англоязычной статьи: Rex Roy — Editor-at-Large, AOL Autos