Антифриз. Квадратиш, практиш, G11
Процесс стандартизации антифризов имел свои "особенности". С одной стороны, вроде бы недостатка в стандартах (в том числе и национальных, и не только в СССР) на них не было: BS 6580: 1992 — Великобритания, AFNOR NF R15-601 — Франция, ASTM D 3306 — США, CUNA NC956 16 — Италия, JIS K2234 — Япония. И даже такая известная промышленная и авторитетная в области автомобилестроения держава как Австрия внесла свой посильный вклад: ONORM V5123. С другой, непосредственно производители автомобилей больше ориентировались не на соблюдение национальных стандартов, а на собственные интересы. И поскольку общепризнанные стандарты не сложились, развивали свои фирменные спецификации.
Но, если в партере, как известно, побеждает самый тяжелый, то на рынке спецификаций — самый массовый. А так как на европейском авторынке наиболее массовыми были модели концерна Volkswagen, то именно его спецификации и стали с 70-х годов прошлого века на европейском рынке стандартном де-факто. Эти стандарты проникли к нам в 90-е вместе с хлынувшим на европейскую часть России потоком автохлама… в смысле, весьма подержанных «Опель Кадетов» и «Фольксваген Гольфов». В сознании наших автовладельцев они ассоциировались с успехами мирового автопрома и «высокими стандартами потребления запада», противопоставляясь подорванной местными «производителями» репутации советского ТОСОЛа. К слову, музыка играла совсем недолго, и те же «производители», узрев «новую рыночную нишу», начали лепить на свою продукцию этикетки с «импортными» названиями G11, G12, G12+… Компанию Volkswagen (владельца данных спецификаций) на предмет получения одобрений решили лишний раз не беспокоить — обошлись своими силами.
А теперь рассмотрим поподробнее, что же данные спецификации из себя представляют.
VAG TL 774-C или G11 на основе этиленгликоля — изначально содержал неорганический пакет присадок и был по своим эксплуатационным свойствам практически полным аналогом советского ТОСОЛа. Окрашивается в сине-зеленый цвет.
VW TL 774-D или G12 на основе этиленгликоля — имеет карбоксилатный пакет присадок, окрашивается в красный цвет, категорически не рекомендуется производителем для смешивания с G11.
VW TL 774-F или G12 Plus на основе этиленгликоля — имеет также карбоксилатный пакет присадок, окрашивается в фиолетовый цвет и допускает (правда, с частичной потерей антикоррозийных свойств) смешивание и с G11, и с G12. Рекомендован для автомобилей Volkswagen (а также Audi, Skoda, Seat), изготовленных с 2001 года.
VW TL 774-G или G12 Plus Plus — это упомянутая ранее «лобридная» или «биполярная» технология, пакет присадок содержит органические ингибиторы в сочетании с соединениями кремния. Температура кипения повышена до 135° C , что весьма актуально для современных двигателей. Рекомендован для автомобилей Volkswagen, изготовленных с 2008 года, именно такой антифриз должен «заливаться сегодня на всех предприятиях Volkswagen, независимо от их географического расположения». Окрашивается в ярко-красный цвет, допускает смешивание с G11, G12 и G12 Plus.
G13 — те самые, упомянутые нами ранее «высокоэкологичные» антифризы на основе глицерина с пакетом органических присадок. Должны быть окрашены в желтый или оранжевый цвета. Ранее планировалось, что его широкое применение в двигателях автомобилей Volkswagen начнется в 2010 году, проблему снижения себестоимости сырья решат за счет «широкого использования отходов производства био-дизеля и масла из фритюрниц». Что «позволит экономить в год таким образом более 30 000 т CO2» — время покажет, что из этого выйдет.
Безусловно, другие европейские автопроизводители также не стояли в стороне, каждый имел свои спецификации PSA — B71 5110 концерна Peugeot–Citroën, BMW N 600 69.0 компании BMW, B 040 1065 компании Opel. Каждая спецификация имела свои нюансы, определяемые предпочтениями автопроизводителей, конструкционными особенностями систем охлаждения и применяемыми материалами.
Однако всё это «разнообразие технических решений» обеспечивала пакетами присадок и сырьем (по разным оценкам до 90% объема европейского рынка) одна единственная компания — BASF. Ее продукция под брендом Glysantin® имеет одобрения (и поставляется) практически всем европейским автопроизводителям. Именно BASF в сотрудничестве с Volkswagen и разработала продукт G40, определивший спецификацию VW TL 774-G (G-12 Plus Plus).
Продукцию BASF используют при производстве своих антифризов и многие поставщики продукции на aftermarket. В России BASF также расширяет свой рынок: в июле 2009 года было заявлено о совместном производстве с крупнейшим отечественным производителем охлаждающих жидкостей Тосол-Синтез, Дзержинск.
Для того, чтобы противостоять BASF в Европе, в 1998 компании Chevron и Total создали совместное предприятие по производству охлаждающих жидкостей для автотранспорта и промышленности — ARTECO. ARTECO также сотрудничает и с автопроизводителями, и с поставщиками на aftermarket. Крупнейшим партнером ARTECO в России является ОАО «Техноформ», производитель антифризов под брендом CoolStream.