Технический центр компании NGK уведомляет, что датчики EGTS, возвращаемые как нерабочие, на самом деле не имеют дефектов. Обычно объяснение следующее “датчик NTK не работает, но оригинальный датчик работает”. Как выясняется, проблема в неправильном применении датчиков. Ниже приводим техническое описание и рекомендации, как выбрать правильный датчик и установить его.
Принцип функционирования датчиков EGTS
В общих чертах, датчик температуры выхлопных газов имеет сопротивление, которое изменяется в зависимости от температуры.
Производители автомобилей применяют датчики двух разных типов: “NTC” и “PTC”:
• NTC: Сопротивление СНИЖАЕТСЯ по мере роста температуры
• PTC: Сопротивление РАСТЁТ по мере роста температуры.
Многие автопроизводители используют датчики обоих типов, иногда даже на одном и том же моторе — в этом случае все зависит от места установки.
Датчики NTK EGTS Sensors
Все датчики EGTS, предлагаемые NTK — это датчики NTC-типа. Они отличаются дизайном, длиной проводки, а также сопротивлением.
Датчики EGTS бывают C-типа и E-типа:
• E-тип измеряет температуру в интервале от -40 до +900°C
• С-тип измеряет температуру в интервале от +100 до +900°C
E-тип и C-тип значительно отличаются по сопротивлению
• Типичное значение сопротивления датчика NTK E-типа примерно 25 kОм при 20°C, и 90 Ом при 900°C
• Типичное значение сопротивления датчика NTK C-тип около 6 M(!)Ом при 20°C, и 90 Ом при 900°C
• Типичное значение сопротивления датчика PTC (NTK не производит) - около 270 Ом при 20°C, и 800 Ом при 900 °C
Очевидно, что эти три типа датчиков НЕ взаимозаменяемые.
Если устанавливается неверный датчик, часто код ошибки сохраняется в блоке управления двигателем (иногда всего лишь после нескольких километров пробега), после чего мастер, проверяя датчик, видит (в случае C-типа) “очень большое сопротивление” и делает заключение, что датчик неисправен.
Зачастую проблема возникает, если датчик установлен не на тот двигатель (всегда нужно проверять тип мотора!). В одних и тех же моделях на одном двигателе может использоваться датчик NTC-тип, на другом – PTC-тип.
В некоторых моторах используются датчики обоих типов, в зависимости от места установки.
Как правильно выбрать место установки
В каталоге NTK место установки обозначено кодом (T1-T6):
T3 = Перед турбиной
T4 = После турбины
T5 = Перед дизельным сажевым фильтром (DPF)
T5 = После дизельного сажевого фильтра (DPF)
T5 = Перед катализатором
T6 = После катализатора
Пример из каталога NTK
VW Passat, 2011, Двигатель CFFB.
Три различных датчика NTK и три разных места установки для одного мотора:
Два сенсора — место установки T5: один до сажевого фильтра (DPF), другой после сажевого фильтра (DPF). Это два разных датчика с разными номерами! Поэтому дополнительно нужно определить точное место установки.
Дополнительно маркировка позволяет различить разные датчики по типу:
Пример: E-тип — VW101J-EWE
Пример: C-тип — VW114J-CWE
Пример из TecDoc
Всегда проверяйте тип двигателя и точное место установки датчика EGTS, чтобы убедиться, что он точно подходит на автомобиль.